
Содержание:
- Для чего нужны таблицы в курсовой работе?
- Общие правила оформления таблиц
- Виды таблиц
- Оформление текста внутри таблицы
- Нумерация таблиц в тексте
- Как создать и заполнить таблицу в Word: пошаговая инструкция
- Создание большой таблицы
- Действия с таблицами
- Изменение параметров ячеек
- Управление свойствами
- Распространенные ошибки при оформлении таблиц
- Заключение
Иллюстративный материал – неотъемлемая часть курсовой работы. Рисунки, графики и таблицы облегчают восприятие материала и позволяют всесторонне описать проблему, о которой идет речь.
На практике студенты сталкиваются с затруднениями при заполнении и оформлении таблиц в курсовой. Здесь нужно учитывать множество нюансов: расположение в тексте, объем, нумерация, оформление внутритабличного материала. Неправильное оформление таблиц в курсовой работе становится причиной возврата проекта на доработку или снижения итоговой оценки.
Прочитав эту статью, вы узнаете, как оформлять таблицу внаучной работе студента без ошибок, в соответствии с установленными требованиями.
Для чего нужны таблицы в курсовой работе?
Таблицы в научной работе – простой и вместе с тем удобный инструмент визуализации данных. Многие ошибочно считают, что они нужны только в том случае, если проект посвящен экономическим или техническим дисциплинам. На самом деле таблицы универсальны: в них можно размещать не только цифры и вычисления, но и массивы информации. Они особенно уместны, если нужно что-то сравнить или классифицировать.
Этот инструмент продемонстрирует научному руководителю, что студент действительно работал над текстом: анализировал, сравнивал, искал и сортировал информацию, приводил наглядные иллюстрации.
Важное преимущество таблиц заключается в том, что в них можно удобно разместить материал, который сложно или невозможно выразить словами. Например, с их помощью оформляют результаты эксперимента, демонстрируют проведенный анализ с выделением всех преимуществ и недостатков изучаемых явлений, проводят подробные сравнения.
Правильно составленные таблицы всегда обращают на себя внимание, даже при беглом просмотре.
Общие правила оформления таблиц
Чтобы оформить таблицы в курсовой без ошибок, следуйте этим правилам:
- Размещайте их сразу после абзаца, в котором присутствует ссылка на нее. Привязка к тексту обязательна: таблица не должна располагаться произвольно.
- Старайтесь не разрывать страницу. Делать это не запрещено, но работа выглядит аккуратнее, если все данные расположены на одной странице, без разрывов. Например, если после абзаца, в котором содержится упоминание таблицы, остается немного пустого места, то лучше перейти на следующую страницу и начать оформление там. Если все же делается перенос, то на следующую страницу нужно скопировать «шапку» таблицы и указать «Продолжение таблицы №…».
- Не стоит использовать слишком большие, объемные таблицы. Это правило особенно актуально для тех случаев, когда студент пытается таким образом искусственно увеличить итоговый объем работы.
- Если таблица объективно содержит много данных и занимает много места, то ее нужно вынести в раздел «Приложения». В этом случае в тексте работы можно оставить мини-версию таблицы с самыми важными данными или просто оставить ссылку на нее. Обратитесь к нашей статье, чтобы узнать, как правильно оформлять ссылки.
- Все таблицы в курсовой работе необходимо нумеровать. Для этого используют только арабские цифры. Эти визуальные элементы нумеруются последовательно: Таблица 1, Таблица 2 и т.д. После номера таблицы точка не ставится.
- У объекта обязательно должно быть название: краткое, лаконичное, но при этом четко отражающее его суть (например, «Анализ системных подходов к…». Название таблицы нужно размещать непосредственно над ней.
- Слово «Таблица» нужно писать с заглавной буквы, полностью, без сокращений.
- Таким визуальным элементом нельзя завершать главу, раздел или пункт.
Таблицы можно располагать как внутри текста, так и в разделе с приложениями, который размещают в конце курсового проекта, после основных смысловых частей.
Виды таблиц
Таблицы, которые используют для визуализации курсовой работы, могут быть простыми и сложными, в зависимости от их структуры и количества ячеек.
Простые таблицы по структуре напоминают линейную решетку, содержат только столбцы и строки и выглядят так:

Сложные таблицы имеют более развернутую, нетипичную структуру, и большое количество ячеек, вложенные столбцы и строки. Примеры ниже:


Оформление текста внутри таблицы
Скомпилированная и обработанная информация должна быть правильно оформлена внутри ячеек или столбцов. При наполнении таблицы текстом нужно соблюдать следующие правила:
- заголовки начинают с прописной буквы, подзаголовки – со строчной;
- точки после заголовков и подзаголовков не ставятся;
- заголовки и подзаголовки нужно располагать горизонтально;
- отдельные столбцы выравнивают по центру, построчные заголовки – по левому краю;
- шрифт может иметь меньший размер, чем в основном тексте, но не менее десятого кегля, иначе он будет плохо читаем;
- горизонтальные ячейки должны быть однострочными.;
- если в ячейке отсутствует текст, то в ней нужно поставить прочерк (знак «-»);
- поля нельзя заливать цветом, а ячейки – фоном, допускается только черно-белая печать.
Обратите внимание: действующие нормы ГОСТа не допускают использовать сокращения слов внутри таблицы. Исключениями являются общепринятые и ранее указанные в тексте работы буквенные обозначения, а также наименования нормативных документов (СНиП, ГОСТ и т.д.).
Нумерация таблиц в тексте
Все таблицы в работе обязательно должны быть пронумерованы. Основные варианты оформления:
- Последовательное, по мере размещения данных в тексте (Таблица 1, Таблица 2…). Это стандартный и наиболее распространенный вариант нумерации.
- По разделам. При использовании такого способа используют две цифры, разделенные точкой. Первая указывает на номер раздела в курсовой работе, вторая – на номер таблицы (например, «Таблица 1.1.», «Таблица 2.2» и т.д.).
- Смешанная. Этот способ нумерации используется гораздо реже и основан на учете номера приложения, в которые выносят таблицы. В этом случае используют буквы и цифры, например, «Таблица А.3».
Для слова «Таблица» и ее названия используют тот же кегль, интервал и шрифт, что и для основного текста работы.
Как создать и заполнить таблицу в Word: пошаговая инструкция
Создание таблиц в курсовой работес помощью средств программы MSWord – не слишком сложная задача, которая, тем не менее, требует внимания и концентрации.
Существует несколько способов создания таблицы в курсовой работе. Первый, самый простой, подходит для таблиц без сложного форматирования, дополнительных вложенных строк и столбцов. Нужно сделать следующее:
- открыть меню «Вставка»;
- выбрать инструмент «Таблица»;
- с помощью курсора выделить нужное число ячеек (2х2, 5х2, 8х7 и так далее).

Это наиболее быстрый и удобный метод создания таблицы. Обратите внимание: максимальный размер объекта в данном случае составляет 10 колонок на 8 строк. Если требуется более объемная таблица, такой способ не подойдет.
Создание большой таблицы
Чтобы сделать таблицу с большими размерами, нужно:
- перейти в раздел «Вставка»;
- нажать на инструмент «Таблица»;
- выбрать опцию «Вставить таблицу».

После этого нужно ввести основные значения для таблицы. Это:
- количество колонок и строк;
- ширина для каждого столбца.

После указания всех значений подтвердить действие, нажав кнопку «Ок».
Действия с таблицами
Если в таблице нужно объединить несколько ячеек, то это можно сделать двумя способами. Первый:
- Выделить нужное количество ячеек, выбрав диапазон.
- Правой кнопкой мыши кликнуть по выделенной области.
- В открывшемся контекстном меню выбрать пункт «Объединить ячейки».
Также это действие можно выполнить с помощью панели инструментов. Для этого нужно:
- выделить с помощью мыши нужные ячейки;
- выбрать на панели инструментов раздел «Макет»;
- нажать на иконку «Объединение»;
- выбрать пункт «Объединить ячейки».

При создании сложных таблиц часто требуется разбить ячейки на несколько составляющих. Для того, чтобы сделать это, нужно:
- правой кнопкой мыши нажать на ячейку, которую нужно разделить;
- выбрать из выпадающего меню пункт «Разделить ячейки»;
- в открывшейся форме ввести нужное количество строк и столбцов;
- подтвердить действие нажатием на кнопку «Ок».
Изменение параметров ячеек
Увеличить размеры ячеек довольно просто: для этого нужно навести курсор на любую из ее границ (верхнюю, нижнюю, правую или левую). Кликнуть левой кнопкой мыши и потянуть курсор вниз, чтобы сделать ячейку более высокой. Для изменения ширины сделать то же самое, но курсор потянуть вправо.
Управление свойствами
Все параметры таблицы можно настроить в одном месте. Для этого нужно кликнуть правой кнопкой мыши в любой части текста. В появившемся меню выбрать пункт «Свойства таблицы». На экране появится окно, в котором есть сведения о всех свойствах объекта и его структурных элементах (строки, столбцы, ячейки). Здесь их можно менять и настраивать.

Распространенные ошибки при оформлении таблиц
Оформление таблиц в курсовой часто вызывает затруднения у студентов. В результате они делают повторяющиеся ошибки. Это:
- Слишком большое количество строк. Длинные таблицы сложно воспринимать. Читать их также неудобно. Кроме того, чересчур большие визуальные элементы занимают много страниц и становятся причиной превышения рекомендуемого объема работы.
- Большое количество столбцов. В таком случае структура таблицы смещается, слова размещаются не горизонтально, а вертикально. Отпечатанные на листах в таком виде объекты выглядят неопрятно и неестественно.
- Использование в таблице графы «№ п/п» (номер по порядку для нумерации пунктов). Это только занимает лишнее место на странице и не несет смысловой нагрузки.
Пример неправильно оформленной таблицы:

Заключение
Таблицы обязательно должны присутствовать в курсовых работах. Это наглядный материал, который демонстрирует вовлеченность автора в научное исследование и позволяет предоставить необходимую информацию в сжатом виде.
Если вы осознаете, что не успеете подготовить и оформить курсовую работу должным образом, обращайтесь в учебный центр Студсервис. Оставляйте заявку на сайте прямо сейчас, чтобы бесплатно рассчитать стоимость и сроки создания работы по вашей теме. Нам можно доверять: мы ведем свою деятельность с 2004 года и за весь период существования помогли тысячам студентам успешно защитить курсовые проекты.